Подключение электричества в Московской области    (495) 782-40-61
 [ www.15kwt.ru : версия для печати ]

ПОЛЕЗНОСТИ

 

 

Одним из основных требований сетевых организаций к потребителям электрической энергии, подключаемым к электросетям, является однократная плата за технологическое присоединение, размер которого подлежит государственному регулированию.

Плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) к электрическим сетям регламентируется договором между сетевой организацией и потребителем. Порядок и процедура оформления договора технологического присоединения рассмотрены выше, в п.1.1.

Размер указанной платы устанавливается федеральным  органом исполнительной власти, уполномоченным  правительством РФ, и должен компенсировать затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению нового объекта к электрическим сетям. Включение указанных затрат в состав платы по передаче электрической энергии не допускается.

Относительно невысокие тарифы (система ставок, по которым взимают плату за потреблённую электрическую энергию) на электроэнергию для бытового сектора компенсируются монопольно высокими ценами на подключение к электрическим сетям, плата за которое взимается с предпринимателей.

Из-за нехватки генерирующих мощностей у сетевых компаний Федеральная антимонопольная служба (ФАС) вынуждена была признать, что введение платы за технологическое присоединение к сетям является в настоящее время необходимым и единственно приемлемым решением. Такой подход является не вполне корректным, но это необходимо для того, чтобы сетевые компании не стали «тормозом экономики». В настоящее время нет возможности изыскать другой вариант решения проблемы нехватки мощностей, источников питания и восстановления изношенного энергетического оборудования.

Как правило, размер платы за присоединение дифференцируется по уровням напряжения и по величине присоединяемой мощности.

Правилами установлено, что обязательным условием оказания услуг по передаче электрической энергии является наличие заключённого между покупателем и продавцом электрической энергии договора купли-продажи (поставки) электрической энергии. Гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация и потребитель энергопринимающие устройства которого присоединены к электрическим сетям соответствующей сетевой организации, представляют сетевой организации для осуществления ею контроля за выполнением указанного условия следующие сведения:

наименование покупателя электрической энергии, передаваемой с использованием электрических сетей данной сетевой организации, - юридического лица (фамилия, имя и отчество физического лица), место нахождения юридического лица (место жительства физического лица), его точки поставки на розничном рынке, платёжные реквизиты;

сведения о заключении, об изменении и о расторжении договора, на основании которого обеспечивается снабжение электрической энергией указанного покупателя, а также основные условия этого договора, позволяющие определить объём и режим подачи электрической энергии.

Сетевые организации проверяют достоверность представленных сведений.

          

          Предположим, что некий бизнесмен (индивидуальный предприниматель, юридическое или физическое лицо) приобрел на отрытом рынке понравившееся нежилое помещение, ранее принадлежавшее неведомому ему владельцу. Кроме свидетельства о государственной регистрации приобретенной собственности он не имеет ни одного документа и никакой информации  о существовании документации, требуемой для подключения к электросети и заключения договора электроснабжения. При этом ни одна из энергоснабжающих  организаций  (электросетевая или энергосбытовая), исходя из своих коммерческих интересов, в силу целого ряда субъективных причин не захочет, а иногда и действительно не может оказать помощь такому клиенту. В результате потенциальный потребитель электрической энергии вместо бесплатного переоформления разрешения  на присоединение существующей мощности данного нежилого помещения ввиду создавшейся нелепой, тупиковой ситуации будет вынужден оформлять в электросетевой компании присоединение этой мощности как вновь смонтированного объекта с полной оплатой за присоединение.

Договор  технологического присоединения должен содержать:

        Предмет договора, в котором удостоверяется факт технологического присоединения электроустановок потребителям к сетям территориальной сетевой организации, осуществленный на основании выполненных  им  ТУ  энергоснабжающей  организации;

        Обязанности, права и ответственность обеих сторон-участниц договора;

        Техническую характеристику присоединяемой  электроустановки потребителя: установленную и единовременную мощности, режимы работы электрооборудования, сведенья о средствах и приборах учета электроэнергии и т.д

        Стоимость услуги по присоединению к электрической сети и подряд расчетов ;

        Ответственность сторон и условия расторжения договора;

        Порядок разрешения споров;

        Заключительные положения,  том числе срок действия  договора, условия изменения и дополнения к договор, банковские реквизиты сторон и прочие договорные условия.

       В  соответствии с Правилами технологического  присоединения  энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям существенными условиями договора технологического присоединения являются:

       Мероприятия по технологическому присоединению и обязательства сторон по их выполнению;

       Технические условия (ТУ);

       Сроки выполнения сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению;

       Ответственность сторон за выполнений условий договора технологического присоединения;

      границы разграничения балансовой принадлежности.

С момента оплаты счета у электросетевой компании возникают перед потребителем электрической энергии обязательства по обеспечению технологического присоединения его мощности вплоть до строительства для этих целей новых электрических сетей. Все необходимые работы в электрических сетях от вводно-распределительных устройств (ВРУ) 0,4 кВ в трансформаторных подстанциях (ТП) до энергопринимающих устройств потребителя (заявителя) выполняются за счёт собственных средств потребителя.Критериями наличия технической возможности  технологического присоединения являются:

нахождение энергопринимающего устройства, в отношении которого подана заявка на технологическое присоединение, в пределах территориальных границ обслуживания соответствующей сетевой организации;

отсутствие ограничений на присоединённую мощность в сетевом узле, к которому надлежит произвести технологическое присоединение.

Установленная (присоединённая) мощность представляет собой величину суммарной мощности трансформаторов абонента (или его электроприёмников), присоединённых непосредственно к электросети энергоснабжающей организации.

Единовременная нагрузка представляет собой максимально возможную (разрешенную) одновременно включенную в сеть мощность абонента.

Разрешение (технические условия) на присоединение мощности уполномочены подписывать первые руководители службы присоединения электросетевой компании (начальник и его заместитель). Если решение (технические условия) выдаётся на специальных бланках электросетевой компании, то печать не обязательна.

Представляют интерес способы выявления объёмов потребления электрической энергии при отсутствии приборов учёта. В таких случаях правила указывают, что в целях учёта при отсутствии приборов учёта потребления электрической энергии потребителями, присоединённая мощность энергопринимающих устройств которых не превышает 25кВА, объёмы потребителя электрической энергии определяются на основании характерных для указанных потребителей (энергопринимающих устройств) объёмов потребления электрической энергии за определённый период (так называемые типовые объёмы потребления), рассчитываемых сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства таких потребителей, в соответствии с правилами коммерческого учёта электрической энергии на розничных рынках.

В соответствии с п. 151 Правил субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и сетевые организации, вправе проводить проверки соблюдения потребителями условий заключённых договоров, определяющих порядок учёта поставляемой электрической энергии, а также наличия у потребителей оснований для потребления электрической энергии.

Для того чтобы деятельность сетевых компаний по выявлению безучётных потребителей электрической энергии и оформлению с ними соответствующих договоров была более действенной, им предоставлено право полого ограничения режима потребления электрической энергии таких потребителей. Так, п. 151 Правил устанавливает, что при выявлении фактов потребления электрической энергии, осуществляемого юридическими или физическими лицами при отсутствии заключённого в установленном порядке договора энергоснабжения (купли-продажи, поставки) электрической энергии) и (или) с использованием энергопринимающих устройств, присоединённых к электрической сети сетевой организации с нарушением порядка технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям (так называемое бездоговорное потребление электрической энергии), сетевая организация вводит в установленном порядке полное ограничение потребления электрической энергии в отношении лиц, осуществляющих бездоговорное потребление электрической энергии.

           Сетевая компания может вводить и частичное ограничение  режима потребления электроэнергии, которое в соответствии с п.164 Правил влечет за собой снижение объема электрической энергии, подаваемой потребителю, по сравнению с объемом, определенным в договор энергоснабжения (купли-продажи, поставки)электрической энергии или фактической потребностью (для граждан-потребителей), либо прекращение подачи электрической энергии потребителю  в определенные периоды в течение суток, недели или месяца. Поставщик освобождается от обязанности поставить объем электрической энергии, недопоставленный в период ограничения режима потребления, введенного в случае нарушения потребителем своих обязательств, после возобновления (восстановления до прежнего уровня) подачи электрической энергии.

        В соответствии с п. 165 Правил частичное ограничение режима потребления производится:

        Потребителем самостоятельно под контролем сетевой организации;

        Сетевой  организацией при наличии технической возможности снижения объема электрической энергии, подаваемой потребителю, в случае его отказа самостоятельно произвести ограничение режима потребления либо в случае ведения аварийных ограничений.

     В соответствии  п.161 правил, ограничение режима потребления может вводиться в следующих случаях:

      Неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой  частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, в том числе по предварительной оплате, если такое условие предусмотрено  соответствующим договором с потребителем (Далее - неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем своих обязательств);

     Прекращение  обязательств сторон по договору, на основании которого осуществляется электроснабжение потребителя, поставка электрической энергии и (или) оказание услуг по подаче электрической энергии потребителю(далее прекращение обязательств сторон по договору);

      Выявление фактов бездоговорного  или безучетного  потребления электрической энергии;

        Выявление неудовлетворительного состояния энергетических установок (энерогопринимающих  устройств) потребителя, удостоверенного органом государственного энергетического надзора, которое угрожает аварией или создает угрозу жизни и здоровью людей; 

      Возникновение (угроза возникновения) аварийных электроэнергетических режимов;

      Возникновение внерегламентных отключений;

      Наличие обращения потребителя.

   По факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии составляется акт о неучетном потреблении электрической энергии, на основании которого осуществляются  расчеты за потребленную таким образом электрическую энергию. В акте о неучетном потреблении электрической энергии должны содержаться данные о потребителе или лице, осуществляющем бездоговорное потребление электрической энергии, способе и месте осуществления выявленного нарушения, описание приборов учета на момент составления акта, дата предыдущей проверки, объяснения потребителя или лица, осуществляющего бездоговорное  потребление электрической энергии, по выявленному факту и его претензии к составленному акту(в случаи их наличия)

       При составлении акта о неучетном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии, либо его представитель. Отказ  потребителя или лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, либо его представителя от подписания составленного акта о не учетном потреблении электрической энергии , а равно отказ от присутствия его составлении отражается с указанием причин такого отказа в акте о не учетном потреблении электрической энергии или в отдельном акте, составленном в присутствии двух незаинтересованных лиц и подписанном этими лицами.

В принципе потребителя мало интересует, как используются его деньги уплаченные им сетевой компании за технологическое присоединение. Тем не менее следует помнить, что в соответствии  с Правилами технологического присоединения энергопринимающих   устройств(энергетических установок)юридических и физических лиц к электрическим сетям (постановление Правительства РФ от 27 декабря2004г. ±861) мероприятия по технологическому присоединению должны включать в себя:

            Разработку схемы электроснабжения (такой вид услуги потребителю со стороны электросетевой  компании не оказывается; в противном случае схема электроснабжения должна быть приложена к выдаваемому потребителю разрешению и/или ТУ на присоединение мощности);

         Технический осмотр (обследование)присоединяемых энергопринимающих  устройств уполномоченным органом государственной  власти при участи представителя сетевой организации(с таким мероприятием потребитель, как правило также не сталкивается);

        Подготовку и выдачу технических условий (что  действительно имеет место);

        Выполнение технических условий (со стороны лица, энергопринимающее устройство которого присоединяется, и со стороны сетевой организации);

Фактические действия по присоединению и обеспечению работы энергопринимающего устройства в электрической сети (например, для субабонента, носящего полную плату за технологические присоединения своей мощности совершенно непонятно «фактические действия» электросетевой компании по технологическому присоединению и «обеспечению работы энергопринимающего устройства», поскольку как таковых по схеме электроснабжения их не может быть);

Проверку выполнения технических условий и составления акта о технологическом присоединении (проверка выполнения технических условий осуществляется районом (филиалом) электросетевой компании; при их выполнении потребитель получает соответствующую справку от филиала (района) электросетевой компании с последующим получением разрешения на присоединение мощности).

Анализ перечисленных мероприятий показывает, что плата потребителей за технологическое присоединение  «отрабатывается» сетевыми компаниями в лучшем случае на 30%.

Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям определяют порядок и регламентируют процедуру технологического присоединения, а также определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. В указанных Правилах установлено, что перечень рассмотренных выше мероприятий по технологическому присоединению является исчерпывающим. Заинтересованному в технологическом присоединении лицу запрещается навязывать услуги, не предусмотренные правилами технологического присоединения.

Следует учитывать, что плата за технологическое присоединение взимается с потребителей электрической энергии, вновь присоединяемых к электрическим сетям или расширяющих имеющиеся присоединения. Изменение формы собственности или собственника не влечет за собой повторную плату за технологическое присоединение.

 

         В процедуре оформления документов по подключению к электросетям и оформлению договоров электроснабжения участвует множество ведомств и контролирующих организаций, взаимоотношения с каждой из которых приводят к большим материальным затратам, моральным издержкам и потерям времени. Практически в каждом звене этой длинной и сложной  цепочки  имеют место неясности, неточности, противоречия, неопределенности, отсутствие обоснованности того или иного требования и т.п. Если хотя бы одно из многочисленных звеньев такой цепочки «не срабатывает», потребитель оказывается в тупиковой ситуации. Не стесняйтесь обращаться в специализированную организацию.

 
 [ www.15kwt.ru : версия для печати ]