Установка опор электропередач при строительстве и монтаже опор ЛЭП
Установка опор электропередач при строительстве и монтаже опор ЛЭП
Установка собранной опоры электропередач в котловане — это операция, связанная с подъемом и перемещением крупногабаритного груза со значительной массой, поэтому при монтаже опор ЛЭП широко применяются канаты, тросы, приспособления для строповки, шарниры, полиспасты и др.
Одностоечные деревянные или железобетонные опоры электропередач устанавливают с помощью подъемного крана или бурокрановой установки в следующем порядке.
Собранную опору подтаскивают к котловану и укладывают так, чтобы ее центр тяжести примерно совпадал с центром котлована.
Такелажный строп крепят на расстоянии 1… 1,5 м от центра тяжести опоры ближе к вершине (чтобы после подъема комель опоры был направлен вниз под действием силы тяжести).
К нижней части опоры (либо пасынка, если он имеется) на расстоянии около 3 м от конца привязывают веревочную оттяжку длиной 10… 15 м.
Подъемный кран или бурокрановую установку закрепляют на выносных опорах на расстоянии 0,5 м от края котлована, затем опускают крюк крановой лебедки и на него надевают петлю такелажного стропа.
После подъема низ опоры направляют в котлован, а во время спуска стойку разворачивают так, чтобы крюки или траверсы на опоре были направлены строго перпендикулярно оси трассы.
После полного погружения положение опоры выверяют по отвесу и между стенками котлована и телом опоры или пасынка забивают деревянные клинья для временного закрепления.
Далее котлован засыпают наполовину, снимают такелажный строп, отводят подъемную установку и окончательно засыпают котлован.
При отсутствии необходимых механизмов допускается монтаж опор лэп вручную небольшое число одностоечных опор лэп при условии соблюдения необходимых мер предосторожности. Для подъема одностоечной опоры вручную ее предварительно поднимают на руках настолько, чтобы вершина находилась на высоте 2,5…3 м от земли, после чего ее начинают поддерживать баграми и ухватами. Постепенно, перебирая баграми и ухватами, опору поднимают, при этом комель опоры, скользя по вертикально установленной в котловане доске, опускается в котлован.
Когда комель опоры встанет на дно котлована, ее выравнивают по отвесу и проверяют, находится ли она в створе линии, направлены ли вдоль линии плоскости соединительных стоек с приставками и нет ли выступающей кривизны опоры.
Монтаж опор ЛЭП
Наиболее широко распространен способ монтажа опор ЛЭП А- и П-образных опор электропередач при помощи так называемой падающей стрелы, которая может быть изготовлена из дерева или металла. Более дешевые деревянные стрелы отличаются и сравнительно малым весом. Следует также отметить, что деревянные стрелы удобнее для перевозки. Стрелы длиной от 10 м делают металлическими.
Рассмотрим процесс подъема деревянной П-образной опоры электропередач с помощью деревянной падающей стрелы. Опору располагают вдоль линии так, чтобы ее пасынки находились над вырытыми котлованами.
Стрелу 4 устанавливают на расстоянии 1… 1,5 м от края котлованов между пасынками опоры. К верхушке стрелы крепят два боковых тяговых троса 5, связывающих стрелу с опорой, и подъемный трос 3, идущий к тяговому механизму. Чтобы избежать перемещения устанавливаемой опоры в сторону тягового механизма в начальный момент подъема, к ее пасынкам крепятся два троса 1 в качестве нижних тормозов.
Для установки стрелы в рабочее положение необходим так называемый подстрелок, состоящий из двух бревен длиной по 3,5…4 м и представляющий собой-уменьшенное подобие стрелы.
Под пасынки опоры в начале подъема подкладывают отрезки бревен. Опору снабжают двумя расчалками 2, прикрепляемыми к вбитым в землю якорям, которые предотвращают ее смещение в сторону при подъеме. Чтобы не осыпались стенки котлованов, в которые будут упираться ноги опоры при подъеме, их защищают досками.
В качестве тяговых механизмов применяют полиспаст и лебедку или же автомобиль, а еще лучше — трактор.
По мере того как опора поднимается вверх, нижние тормозные тросы начинают плавно отпускать. Как только ноги опоры достигнут дна котлованов, стрела выходит из работы. Чтобы она не упала, ее заблаговременно прикрепляют дополнительным тросом к опоре.
Когда опора займет вертикальное положение, нижние тормозные тросы выводят из работы.
Вместе с тем в работу вводится верхний тормозной трос 6, закрепленный за среднюю часть траверсы. Далее отвесом выверяют вертикальность положения опоры. Необходимые перемещения опоры выполняют с помощью тормозных и подъемных тросов и боковых расчалок. Если опора стоит косо, ее выравнивают, удаляя из-под высоко стоящей ноги грунт или же, наоборот, подкладывая обрезки досок под низко стоящую ногу. Ноги опоры при этом приподнимают домкратом.
При подъеме и установке А-образных опор электропередач с помощью падающей стрелы их выкладывают у котлованов плашмя с таким расчетом, чтобы основания ног находились у края котлованов на расстоянии 0,3 м от них. К стенке котлована вертикально устанавливают доски для обеспечения скольжения ног опоры при установке. К верхушке опоры прикрепляют две оттяжки (расчалки) и тормозной трос. Оттяжки служат для удержания опоры от возможных поперечных перемещений во время подъема, а тормозной трос удерживает опору от падения при установке ее в вертикальное положение. Падающую стрелу располагают по оси опоры с наклоном в ее сторону на 15… 20°. В основании стрелы под каждую ногу подкладывают доску для предотвращения вдавливания их в грунт.
Тяговый трос от лебедки пропускают через вершину стрелы и прочно крепят к верхушке опоры, после чего производят пробный подъем опоры на 0,5…0,8 м от земли для проверки прочности крепления троса и правильности положения стрелы и опоры. Высота стрелы должна быть на 1 …2 м больше расстояния от центра тяжести опоры до ее основания.
До начала подъема стрелу крепят к поперечному брусу опоры при помощи веревки с блоком, чтобы удержать ее от падения после выхода из работы.
Опору поднимают медленно, без рывков и одновременно следят за тем, чтобы ноги опоры, скользя по доскам, спускались в котлованы. После выхода стрелы из работы подъем опоры продолжают непосредственно тяговым тросом. При подходе верхушки опоры к точке «перевала» тормозной трос подтягивают, следя за тем, чтобы он находился в натянутом положении до момента, когда опора окажется в вертикальном положении.
При монтаже опор ЛЭП должны соблюдаться следующие требования:
- оси опор должны быть вертикальными (допустимо отклонение от вертикали на каждый метр длины деревянной опоры не более 5 мм, а железобетонной — не более 1 мм );
- траверсы должны быть расположены горизонтально (допустимый перекос траверсы не более 10 мм на 1 м ее длины);
- опоры должны быть расположены в створе линии (допустимое отклонение от створа линии не более 100 мм).
После проверки правильности установки опоры котлован засыпают, уплотняя грунт трамбовками через каждые 30…40 см засыпки. Стоящую опору освобождают от такелажа, при помощи которого осуществлялись ее подъем и установка. Запрещается поднимать опоры при сильном ветре, а также убирать такелаж, багры и ухваты до полной засыпки.